Справочник «Здравствуй, детский сад»
Дорогие родители!
Ваш ребенок идет в детский сад? Поздравляем! Все волнения по поводу выбора детского сада уже позади. Но встает вопрос, как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми воспитательницами, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый период адаптации?
Вопросов много…
Ответить на них поможет наш справочник.
Что такое адаптация?
Адаптация — это вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (т.е. полезным изменениям организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических, возрастных и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Этот период – достаточно сложный в жизни ребенка-дошкольника и может проходить по-разному.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Фазы адаптационного процесса:
- острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев);
- фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Особенности развития детей раннего возраста
На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.
Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.
Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.
Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.
Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.
По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.
Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:
- овладение прямой походкой;
- овладение активной речью;
- развитие предметной деятельности.
Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.
Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.
Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая, таким образом, понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.
Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.
Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.
Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.
Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.
К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.
Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.
Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту, ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.
Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.
Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).
Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.
Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.
Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.
Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.
Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.
На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).
В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее, ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.
В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.
Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.
Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.
Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:
- совершенствование понимания речи (пассивная речь);
- формируется собственная активная речь. Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.
В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.
На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.
В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.
В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.
Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.
Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.
Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».
На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.
В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.
К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».
Этот кризис 3-х лет имеет очень яркие внешние проявления.
Назовем самые яркие симптомы:
- Негативизм — ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.
- Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.
- Строптивость — недовольство по всякому поводу.
- Своеволие, своенравие — стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому. Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.
- Протест (бунт) — поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.
- Обесценивание — ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.
- В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми — ревности по отношению к родителям. В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.
- Взрослым следует помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим возможностям, поэтому надо чаще создавать игровые ситуации, где возможно разрешить возникающие конфликты.
- Таким образом, в период раннего детства происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.
Характерные особенности поведения детей в период адаптации к условиям ДОУ
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке — это является стрессом для ребенка.
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.
Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил тольк на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев, издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к условиям детского сада
Уважаемые родители! Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть: к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться — обществу своих сверстников — новой пище и условиям еды — новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно.
Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада.
Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.
Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания:
- Сначала приводить ребенка на I-ю половину дня, до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:
- Сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации покажутся малышу вечностью).
- Затем время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00, и мы предложим ребенку попробовать обед в группе.
- После этого попробуем оставлять ребенка в группе спать и примерно 1- 2 недели Вы будете забирать его после дневного сна (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам). Если будете оставлять ребенка на дневной сон, принесите для облегчения засыпания его любимую игрушку из дома (или приносите ее ежедневно).
- Далее можно переходить на полный режим пребывания ребенка в детском саду.
Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят адаптацию по-разному.
Обязательно:
- Повесьте в шкафчик ребенка пакет с запасной одеждой (белье, колготки-гольфы, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды.
- Заполните анкету — «знакомство», которая поможет воспитателям лучше узнать вашего ребенка.
- Если что-либо будет волновать Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.
По возможности:
- Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.
- Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него, скорее всего, начнется истерика).
Несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к детскому саду:
- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах – родители такими короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.
- В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям.
- В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.
- Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии! Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
- Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой дошкольного учреждения, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всегда рядом.
- Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.
Показатели окончания адаптационного периода
- спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
- уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
- умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
- желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
- спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
- спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Вот теперь уже можно подумать о своих делах и о своих интересах, дорогие родители!
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Для того, что этот период прошел безболезненно нужны слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения!
Удачи вам и вашим детям!